Децентрализация – вызов времени

Мировой опыт показал, что широкие возможности местного самоуправления являются наиболее эффективным инструментом для решения проблем местного уровня. Никогда у центральной власти не будет полного понимания насущных проблем каждого отдельного города или села, конкретного дома или улицы.

Только путём передачи полномочий на уровень местной власти можно эффективно решать самые острые проблемы, позволив на местах распоряжаться финансами наиболее рационально.

Какие проблемы решает реформа децентрализации

Определение понятия децентрализация

Суть понятия децентрализации – распределение, рассеивание функций, сил, власти, финансов от центрального органа управления на нижний уровень. Собственно реформа децентрализации в Украине ориентирована на три наиболее важные направления – дать наибольшую власть на нижний местный уровень управления, оставить основную часть финансов на местах и усилить ответственность местной власти за те решения, которые она будет принимать.

Получив возможность самостоятельно управлять и распоряжаться собственными финансами, не ожидая одобрения из центра, можно существенно сократить время на бюрократическую волокиту и стать потенциально более способным к развитию собственного региона и решению проблем.

Вместе с тем, усиливается контролирующая функция избирателей, ведь теперь ответственным за функционирование города или села становиться тот, кого жители избрали в местный совет.

В рамках реформы децентрализации предусматривается объединение нескольких территориальных громад с разными финансовыми возможностями в одну, способную не только к выживанию, но и к развитию, громаду. Только объединив финансовые возможности и ресурсы можно решать проблемы местного значения, соблюдая интересы местного населения.

Громада с достаточными людскими, экономическими, финансовыми ресурсами может быть способна к развитию и обустройству жизни населения на достойном уровне. При этом появляется возможность самостоятельно определять приоритетные направления развития и привлечения инвестиций. Самостоятельно решать первоочерёдность в устранении собственных проблем и распределению финансовых затрат.

Источники, из которых будет формироваться бюджет объединённой громады:

Налоги:

  • 100% – единого налога
  • 100% – налог на собственность (недвижимость, транспорт)
  • 100% – налог на прибыль предприятий коммунальной формы собственности
  • 60% – налог на доходы физических лиц
  • 25% – экологический налог
  • 5% – акцизного налога от реализации подакцизных товаров

Сборы:

  • Государственные пошлины
  • Туристический сбор
  • Плата за предоставление административных услуг
  • Сборы за парковку автомобилей
  • Рентная плата за использование водных объектов и использование недр
  • Арендная плата за использование коммунальной собственности
  • Плата за лицензии и сертификаты
  • 80% от доходов предприятий, которые содержатся за счёт громады
  • 75% средств от возмещения потерь лесного и сельского хозяйства
  • 50% от взысканий за причинение вреда окружающей среде
  • Плата за предоставление местных гарантий

Эти поступления способны стать мощной ресурсной базой для развития местного самоуправления. Также объединённые громады получают полномочия уровня областных центров.

Децентрализация даёт возможность жителям громад получать социальные, административные, коммунальные услуги на более качественном и доступном уровне. Также громада оставляет в своём распоряжении ресурсы – землю, недра и устанавливать оптимальный уровень арендной платы за их использование.

Объединённые громады смогут получить доступ к международным кредитам, самостоятельному привлечению инвестиций для стимуляции экономического развития региона, созданию новых рабочих мест и, соответственно увеличению поступлений в местный бюджет.

Более мелкие громады получают возможность объединить свои финансовые, имущественные, интеллектуальные, трудовые ресурсы для улучшения качества предоставляемых административных услуг, медицины, образования. Совместными усилиями улучшить местную инфраструктуру. Планировать её усовершенствование и развитие.

Принципы формирования объединённых громад

Планы объединения громад на карте

Формирование объединённых громад проходит по заранее принятой методике, исходя из обязательного условия удобства коммуникации мелких населённых пунктов с центром. Чтобы в экстренных случаях скорая помощь, пожарный расчёт или полицейский патруль могли максимум за 30 минут преодолеть необходимое расстояние. Обязательным является наличие твёрдого дорожного покрытия.

Центром громады могут стать действующие города областного значения, бывшие районные центры, большие села, или города районного значения, имеющие соответствующую инфраструктуру. В центре предполагается разместить все административные и управленческие службы: казначейство, пенсионный фонд, исполком, пожарная охрана, полиция, медицинские учреждения. Это значит, что центр должен обладать способностью к размещению всех этих служб.

Кроме этого, центр громады должен иметь:

  • Хорошие экономические показатели
  • Хорошие демографические показатели
  • Хорошую инфраструктуру

В результате децентрализации искореняется пагубная практика, когда все финансы собираются в государственную казну, а затем распределяются на места, что является крайне неэффективным и порождает коррупционные схемы. Взамен предложена схема формирования местного бюджета из самостоятельно полученных источников, а остаток направляется в казну.

Таким образом, у государства остаются финансовые возможности для обеспечения общегосударственных задач, таких как: обороноспособность, здравоохранение, образование, социальная защита.