Ежегодно количество больных сахарным диабетом увеличивается на 5-7%, а каждые 15 лет их количество удваивается. Кроме того, наблюдается тенденция к омоложению заболевания. Активное употребление легко усваиваемых углеводов, в частности, сахара – это одна из причин возникновения метаболического синдрома, включающего в себя ожирение, атеросклероз, артериальную гипертензию и сахарный диабет. Вот почему Всемирная Организация Здравоохранения озабочена информированием населения о проблематике и маркировкой диабетической продукции для удобства потребителя, а в России этими вопросами занимается Российская Диабетическая Ассоциация.
Помимо регулярных публикаций в СМИ, РДА ведет активную информационную политику в интернете, в частности, на своем официальном сайте, а также проводит форумы здорового питания, организует встречи и мероприятия для больных диабетом.
«На данный момент в наших рядах множество и известных личностей от Герберта Уэллса (посмертно), писателя-фантаста, болевшего диабетом до известных футболистов этого дня – Пеле, например», – комментирует М.В. Богомолов, действующий Президент РДА. Также эксперты РДА принимают участие в форумах Торгово-промышленной палаты и поднимают актуальные вопросы на заседаниях Государственной думы.
«Мы создали критерии безопасности, которым должен соответствовать продукт питания для того, чтобы он мог бы быть рекомендован Российской Диабетической Ассоциацией. Есть нормы потребления, например, углеводов, жиров. Физиологические и те, которые рекомендованы для людей с диабетом. Они прописаны в различных методических рекомендациях, в основном Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, – делится достижениями Михаил Богомолов. – Будет совсем другой эффект, когда домохозяйки, бабушки, которые покупают в магазине – это основные лица, принимающие решения, что выбрать – поймут, что можно купить тот же самый вкус за ту же самую цену, но со значительно лучшими качествами для здоровья семьи в целом».
Со стороны может показаться, что достаточно убрать из состава опасный ингредиент или снизить его количество, чтобы готовый продукт стал доступен большой группе людей. Но в реальности все иначе: потребитель перестает узнавать вкус и отказывается покупать такой продукт. Поэтому производителям приходится либо искать замену ингредиента, либо плавно и постепенно уменьшать его количество в составе, чтобы покупатель привык к этому вкусу.
На сегодняшний день диабетическая пищевая продукция на российском рынке практически не регулируется законодательно. Согласно техническим регламентам специализированные продукты питания рассматриваются и оцениваются как лекарственные средства. Но обычные продукты, такие как соусы или газированные напитки позиционировать как лечебное питание в принципе невозможно. Отсюда – острый дефицит сертифицированной продукции. При этом в официальный список диабетических продуктов входят кондитерские товары, т.к. сейчас кондитеры пытаются выделиться заменой части сахара в составе фруктозой, сорбитом или стевией.
Но когда речь заходит о продуктах других групп, например, о морепродуктах или кетчупах, то они просто не позиционируются в области здорового питания. Из тех же кетчупов известен всего 1 пример в Швеции, когда кетчуп признали пригодным для потребления не только здоровыми людьми, но и больными сахарным диабетом. «В России пока только отдельный сорт кетчупа торговой марки «Махеевъ» тоже отвечает этим требованиям», – рассказал Михаил Богомолов.